О сказках

Речь о сказках по-этому отнесла в этот раздел. 

Жуткие исторические толкования русских народных сказок.

Баба-яга

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Змей Горыныч

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

24 коментаря

  • kotenok_gaff 19 березня 2017, 12:38

    Вообще тема очень интересная... сегодня скачала себе "Морфологиб волшебной сказки" Проппа, попробую почитать (вторая попытка))))

  • kotenok_gaff 19 березня 2017, 12:38

    Конечно, "Морфологию", опечатка)

  • Alya_analogi_Duplo 19 березня 2017, 12:51

    Спасибо, очень интересно!

  • Butterfly 19 березня 2017, 12:58

    )) Пожалуйста)

  • Mamzelka 19 березня 2017, 12:54 1

    Это конечно несомненно интересно и такие вещи начинаешь понимать, когда становишся взрослым. Мы только сегодня утром обсуждали с мужем подобный вопрос. Недасно читая детскую сказку малому, Ивасык-телесык, до меня дошло , что в завуалированой форме нам преподносят канибализм, и есле пересмотреть все народные сказки, они все созданы на реальных событиях. Сейчас по телевизору идёт Одисей,и есле вникнуть поглубже в смысл давнего греческого мифа, то 10 Троянская война, с сотней тысяч жертв, фактически из за гулящей женщины, пусть прекрасной Елены. Ну вышли бы, набили друг другу морды и всё, конфликт исчерпан. Дальше, Одисея нам преподносят , как героя. А реально, самовлюблённая эгоэстичная скотина и за своей гордыни погубившей столько народу. И говорить об этом можно бесконечно. Только взрослея мы снимаем розовые очки и смотрим на жизнь реально (((

  • 3 коментаря
  • Yanina7 19 березня 2017, 18:30

    А Дюймовочку з племінницею коли дивилась переосмислила... любила вона чоловіків прперебирать, заміж сходить

  • Alya_analogi_Duplo 20 березня 2017, 14:12

    поэтому у нас нет почти сказок. Началось с того, что в музыкальном крабе была сказка про пряничный домик. Ребенок начал задавать вопросы и... пришлось объяснять кто прав, а кто нет... ребенок сказал, что не хочет больше слушать злую сказку. Поразмыслить если, то о чем она? О том как весело забрать и сломать чужое? а потом еще и уйти от наказания? Что она пропагандирует? Безнаказанный разбой?
    У меня это осознание началось, когда в институте проходила курс (в пед) детской лит-ры и еще много работ на темы писала... познакомилась с фольклёром без художественной обработки и обалдела... Они отображают реалии того времени.И несут воспитательный момент для времени того. Например сказки про "волк съест и медведь задерет" - вполне были адекватны и служили для воспитания страха у маленьких детей, которые жили рядом с дикими лесами для того, чтобы они в эти чащи не ходили, тк может загрызть волк+ потеряться+топи+ядовитые растения+змеи+река++++ и если что, то скорой небыло... Сейчас другое время и сказки, которые в долеком прошлом приносили воспитательную пользу, сейчас могут нанести колоссальный вред....
    Те кто говорят про "ну раньше же так растили и ничего" - с удовольствием пользуются, например, современной бытовой техникой... не стирают в полынье, как "когда-то стирали и ничего"...
    Если раньше готовили на открытом огне, то сейчас развести дома костерок - это же никому в голову не придет... Так и сказки эти... они перестали быть сказками для детей... они стали чудесным и увлекательным материалом для тех, кто изучает прошлое

  • Kosmonatka 20 березня 2017, 14:49

    согласна на все сто))))

  • Коментар видалено

  • Butterfly 19 березня 2017, 14:08

    ))) Читайте

  • Yepik 19 березня 2017, 13:37

    Спасибо

  • Butterfly 19 березня 2017, 14:08

    На здоровье)

  • Kosmonatka 19 березня 2017, 13:46

    Читала как-то очень длинное и интересное толкование украинских сказок. С отголосками язычества, потом с плотным налетом героизма (все эти вдовьи сыны и проч), с определенной надеждой и установкой на будущее.. Интересно это все!
    Полноценная версия Курочки Рябы только чего стоит). Там вообще все наоборот - сначала простое яйцо ,оно ломается- мир начинает рушиться , а потом она золотое снесла. Яйцо - символ планеты, мира. Сейчас это просто короткий бессмысленный пересказ).

  • 2 коментаря
  • Butterfly 20 березня 2017, 14:30

    Я немножко Вас обманула. Там про Новый год- https://kashalot.com/club/post-6506887/

  • Butterfly 20 березня 2017, 14:30

    А если будет интересно, то тут про св. Валентина https://kashalot.com/club/post-7324041/

  • Alya_analogi_Duplo 20 березня 2017, 14:34

    почитаю) спасибо!

  • Agatka 19 березня 2017, 13:58

    Обожаю такое
    Безумно интересно !

  • Butterfly 19 березня 2017, 14:25

    ))) А я думала наоборот скучно. Был опыт написания про Рождество но никто не прочитал, может потому что длинное

  • Yanina7 19 березня 2017, 18:31

    Я теж таке люблю. Колись читала про свято Івана Купала, там тоже язичницькі корені.

  • Alya_analogi_Duplo 20 березня 2017, 14:14

    дайте ссылку я почитаю!!!

Для комментирования нужно войти или зарегистрироваться

Повернутися до Клубу