Наречение имени - как это было? Крещение - православный канон. Выбор имени - подсказки колеблющимся :-)

                               Наречение имени младенцу     

  •  «Принимая имена святых, мы должны ревновать их благочестию, подражать их добродетелям и просить их молитв в помощь себе и в заступление»

Правила крещения                 

 

     По канонам православной церкви, собственно обряду крещения младенцев, то есть  погружению их в купель священником в присутствии крестных родителей, предшествуют еще две обязательные процедуры: 1) молитва жене-родильнице и 2) наречение имени новорожденному. Молитва читается приходским священником в доме, где живет родильница, по приглашению хозяина этого дома. Что касается наречения имени, то новорожденного младенца, по правилам, необходимо принести к церкви (чаще всего это делает повивальная бабка, принимавшая роды), где вышедший из церкви священник дает ребенку имя с соответствующей молитвой.

                В церковном уставе записаны рекомендуемые сроки проведения этих обрядов: молитва «болящей» родильнице совершалась сразу же после родов, наречение имени полагалось на восьмой день после рождения, «сообразно с тем, что Господь наш наречен святейшим именем Иисуса в 8-й день»; собственно обряд крещения предписывалось совершать на 40-й день после рождения. Исключение, безусловно, составляли случаи рождения слабых, нежизнеспособных детей, которых имел право крестить любой православный (чаще всего повивальные бабки) тотчас же после рождения, с исполнением необходимых правил.

                 В быту эти правила выдерживались «крайне редко даже Церковью: младенца стремились окрестить не позже девятого дня»

                Но главным объяснением проведения обряда крещения вскоре после рождения, вероятнее всего, была боязнь, что новорожденный может умереть некрещеным. Такие опасения были небезосновательны, если принять во внимание высокий уровень младенческой смертности в России в XIX веке. Священникам предписывалось всеми мерами искоренять «зловредный и даже опасный» обычай откладывать крещение новорожденных до неопределенного времени. По 68 правилу Номоканона, лица, по вине которых крещение не было совершено вовремя, и ребенок умер некрещеным, наказывались трехлетним отлучением от причастия «с поклонами на всякий день по двести»

Выбор имени: канонические правила

            По православным законам, выбор имени младенца предоставлялся родителям, с возможным участием восприемников, родственников и приходского священника. Главным условием было присутствие выбранного имени в православных святцах: считалось недопустимым давать детям имена языческих угодников или иноверных святых. При этом святые, «не чтимые всей Церковью, но почитающиеся местно, также удовлетворяют условиям наречения имен». Кроме того, в православии существовал древний обычай, согласно которому не следовало давать при крещении новорожденным младенцам имен Иисус и Мария.

        Но кто бы ни выбирал имя для новорожденного, первым источником всегда были святцы. Из всего многообразия имен, представленных в православном календаре, предпочтение отдавалось «имени того святого, который прилучится или в день чтения молитвы по новорожденному, или в восьмой день по рождении, или же в дни рождения или крещения». По другим источникам, священник предлагает ребенку имя «по святцам восьми дней (на период от дня родин)» или «имя святого Божия, празднуемого в этот (день наречения имени - авт.) или один из ближайших дней, а лучше всего празднуемого в 8-й день по рождении». Чтобы избежать ошибок, священнику предлагалось сверяться не только со святцами, но и с алфавитным списком всех святых, празднуемых православной церковью, который обычно публиковался в календарях и был гораздо шире святцев. Хотя можно с большой долей уверенности предположить, что народ и сам имел довольно точное представление о том, какой святой (или святая) «прилучились» в тот или иной день. Вспомним хотя бы народные приметы, предсказывающие погоду и смену времен года или определяющие важные этапы крестьянской жизни, прежде всего календарь сельскохозяйственных работ: практически все они связаны с именами святых, память которых празднуется в этот день.

           Кроме того, священнику не рекомендовалось давать труднопроизносимых имен: священники, особенно сельские, не должны давать их, поскольку «народ часто коверкает их, что не узнать имена угодников Божиих». Даже самые распространенные имена имели свои народные, бытовые варианты, отличные от записанных в святцах: Евдокия - Авдотья, гулиания - Ульяна, Ксения - Аксинья, Стефан - Степан и пр.

           Участие родителей и родственников в процессе выбора имени зачастую основывалось на суевериях и предрассудках. По мнению простых людей, бывают имена счастливые и «бесталанные»; первые, безусловно, предпочтительнее. По этой причине детям давались имена удачливых родственников или знакомых. Более образованные люди выбирали для своих детей имена благородные и благозвучные, «как у героев читаемых родителями романов».

Выбор имени: практика

Соблюдение церковных правил

        В общем основные правила наречения имен новорожденным соблюдались. Все  имена  взяты из православного месяцеслова; все они традиционны для населения,  не вызывают трудностей при произнесении. Все, в подавляющем большинстве случаев, даются младенцам, рожденным незадолго до празднования дня памяти соответствующего святого.

     Что же касается правила «восьмого дня», то есть выбора для новорожденного имени того святого, память которого празднуется в ближайшие восемь дней после рождения, оно, в общем, выполнялось. Можно сказать, что ни один младенец не был назван в честь святого, день памяти которого праздновался ДО рождения, и очень немногие - в честь святого, чей день памяти совпал с днем рождения младенца. Даже в дни празднования наиболее почитаемых православной церковью святых их именами называлось, за редким исключением, не более трети всех детей, родившихся в этот день, тогда как за несколько дней до празднования все рожденные дети соответствующего пола назывались именем этого святого.

        В Православной Церкви принято давать крещаемым имена святых, прославляемых в ней, внесенные в Православный месяцеслов. Поскольку по действующему законодательству Крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, то родители сами выбирают имя ребенку, которое и вписывается в Свидетельство о рождении. В настоящее время в отделах ЗАГС'а достаточно четко контролируется правильность написания (и произношения) полного имени, даваемого ребенку, однако священнику не мешает лишний раз справиться в Месяцеслове о церковнославянской форме данного имени. Особенно это относится к тем священникам, чьи приходы находятся в. местностях, где возможны отклонения от православно-канонической формы имени. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, то это еще не означает, что следует менять имя при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в нерусской (западноевропейской или местной) его форме. В таком случае следует просто перевести его в церковнославянскую форму и крестить под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого' или ему самому.

           Вот примеры таких переводов: Анжела-Ангелина, Жанна-Иоанна, Оксана-Ксения, Аксинья-Ксения, Аграфена - Агриппина, Полина - Аполлинария, Лукерия - Гликерия, Егор - Георгий, Жан, Ян - Иоанн, Жорж - Георгий, Олекса - Алексей, Матиас - Матфей, Габриэль-Гавриил, Денис-Дионисий, Люция-Лукия, Сюзана-Сусанна, Фира-Есфирь, Светлана-Фотина, Марта-Марфа, Эжен-Евгений, Аким, Яхим-Иоаким, Иозеф, Юзеф-Иосиф, Цезарь-Кесарь, Корней-Кор-нилий, Леон - Лев, Люциан - Лукиан, Теодор - Феодор, Теофил - феофил, Томас- Фома.

             В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (напр., Эдуард, Эльвира, Карл, Октябрина), то священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем. Давать при крещении несколько имен в Православной Церкви в отличие от Католической не принято.

Выбор и конкуренция имен

           Выбор имени для новорожденного, особенно для мальчика, на первый взгляд кажется довольно сложным делом. Как мы уже упоминали выше, список святых, почитаемых православной церковью, содержал более 800 мужских и 200 женских имен; при этом некоторые мужские имена имели десятки дней памяти в году.

     В каждом месяце было в среднем 3 дня, в которые одновременно праздновались памяти более чем 10 святых; это были практически всегда святые мужского пола. К примеру, 4 января православная церковь праздновала память 74 святых; 9 марта - 42. В году было всего 8 дней, на которые не падало празднование памяти ни одного святого-мужчины и 187 дней, в которые не поминалась ни одна святая. К тому же, поскольку церковные правила связывали выбор имени не с одним конкретным днем рождения, а с некоторым периодом вблизи этого дня, «периоды влияния» отдельных имен пересекались, что, казалось, должно было еще больше затруднить выбор.

       Однако, местные традиции, суеверия, большее почитание одних святых по сравнению с другими существенно облегчали выбор имени, сужая множество теоретически возможных вариантов до относительно небольшого числа. Прежде всего, многие имена в святцах были абсолютно нетипичными и никогда не использовались для наречения детей. К примеру, по православному календарю 1860 года, 26 марта праздновались дни памяти 17 святых-мужчин; посмотрим на их имена: Агн, Арпилл, Василий, Вафусий, Верк, Гавриил, Игафракс, Ириней, Иской, Малх, Реас, Сигиц, Сила, Сонирилл, Суимвл, Филл, Ферм. Только два из них, а именно Василий и Гавриил, традиционны, вписываются в рамки народной  культуры XIX в.. Именно между ними происходит своего рода конкуренция, в которой имеют значение важность каждого из святых для православной религии, популярность каждого из имен в данной местности, наличие в семье удачливых и богатых родственников с тем же именем и т.п. В данном конкретном случае большее почитание православной и всей христианской церковью Архангела Гавриила, принесшего благую весть Деве Марии, уравновешивается большей популярностью имени Василий

                Популярность имени может быть лучше всего оценена частотой его использования. При этом число дней памяти святого в году является важным, но не единственным определяющим фактором популярности имени.  В отношении женских имен на первый взгляд кажется, что популярность имени прямо зависит от количества дней памяти, хотя определенных выводов делать не следует из-за относительно небольшого количества святых женского пола в православном календаре. Заметим только, что места с 6-го по 10-е в списке наиболее распространенных женских имен занимают имена тех святых, у которых всего один день памяти в году.

           Еще один фактор выбора имени - большее почитание одних святых по сравнению с другими - лучше всего виден при анализе распределения одного и того же имени по месяцам года. Практически для каждого имени, даже если оно имеет несколько дней памяти в году, случаи наречения имени концентрируются вокруг одного дня памяти, предположительно того святого, который наиболее почитаем в православной церкви вообще или, может быть, в данной местности в частности. Лучше всего это видно на примере мужских имен, потому что концентрация женских, за исключением Марии и Анны, вполне объяснима. Почти половина списка наиболее распространенных женских имен дана в честь святых, память которых празднуется всего один раз в году.

          Наречение имени в честь родственников, было, вероятнее всего, наименее важным фактором выбора имени и наиболее трудным для проверки. К примеру, существует связь имени новорожденной девочки с именем ее матери или крестной матери для тех рождений, которые действительно отстоят по времени очень далеко от дня памяти соответствующей святой. При относительно большом размере семьи и наличии у каждого младенца двойного «комплекта» родственников - по отцовской и материнской линии, - можно предположить, что дети иногда назывались и в честь других членов семьи.

        Церковный календарь, по которому жила Россия, был отменен декретом от 24 января 1918 года, и после отделения церкви от государства регистрацией рождений стали заниматься вновь созданные органы ЗАГС; тем не менее, продолжается  влияние религиозных традиций на выбор имен для новорожденныхе. Вместе с тем, наблюдается и нечто новое в практике наречения имен: популярность тех или иных имен претерпевает изменения, особенно заметно обновляется список наиболее часто встречающихся женских имен; появляются новые имена, можно сказать, рожденные революцией, но исчезают они из обихода довольно быстро.

        Что касается наречения новорожденным внецерковных, «революционных» имен, эта практика не получила широкого распространения в населении Выхина. Такие имена, как Рэм (Революция, Электрификация, Механизация), Владлен (Владимир Ленин) или Ким (Коммунистический Интернационал Молодежи) встречаются в актах ЗАГС редко, главным образом в 1920е годы.

  

.

 


Теги: имена

2 коментаря

  • Tata_original 5 листопада 2011, 12:30

    Светик, ТИСИБА)))) Сомневающиеся уже стали почти определившимися))

  • yaptitsa 5 листопада 2011, 22:21

    уже без слез не могла читать про муки творчества....

    статью ваяла в принципе для тебя :-))))

Для комментирования нужно войти или зарегистрироваться

Повернутися до Клубу