Реалии современности таковы, что герои сериалов «Дора», «Маша и Медведь», «Фиксики» и прочих, занимают не только экраны телевизоров, обложки тетрадок и дневников; пестрят на портфелях, чашках и футболках, но, и что самое печальное, они крепко овладевают умом и сознанием наших детей. Словно загипнотизированные, дети часами сидят перед телевизором, под «Машу» встают, едят, делают уроки, рисуют и играют, и как это ни печально, все меньше и меньше читают – или не читают вообще. А успешные менеджеры, зачастую далекие от настоящего искусства, зато хорошо владеющие техниками продвижения продукта и отлично эксплуатирующие особенности детской психологии, продолжают в стахановском темпе, выдавать очередную порцию растиражированных мультиков. Именно поэтому, для меня очень важно, чтобы моя дочка имела представление не только о произведениях детской массовой культуры, но и об истинных творениях Мастера - человека вложившего в детскую историю не только свой труд, свое время, свои умения, но и кусочек своей души.
Многие, наверняка, помнят мультфильмы нашего детства: «Паровозик из Ромашкова», «Путаница» (по одноименной сказке К.Чуковского) и, конечно же, загадочный и абсолютно неповторимый «Ежик в тумане». Многие помнят эти мультфильмы, но многие ли знают о том, что их режиссер - замечательный детский сказочник, настоящий Мастер с большой буквы - Юрий Норштейн,
и сейчас работает, а его студия запустила полезный проект – они издают книги, используя оригинальный иллюстративный материал этих мультфильмов. Издания уникальные в своем роде!
Итак, издание «Путаницы», или вернее, его факсимильное воспроизведение (первое издание, многие наверняка помнят еще по своему детству) оформлено рисунками художника-постановщика Франчески Ябрусовой, с сохраненными следами авторской правки и редакторских меток. Книга большого формата, с великолепным качеством офсетной печати (листы не тонкие, бумага не мелованная). Отличные, читабельные шрифты и «ноский», тканевый переплет. Удивительная передача рисунков - они выглядят так, как будто художник только-только их нарисовал и куда-то отошел на минутку. Цвет бумаги - слегка желтоватый, который, кажется, призван показать, что да, книга эта далека от современного глянцевого новодела, но она не нуждается в увеличении стоимости за счет качества издания, потому что она ценна сама по себе. «Путаница», изданная в студии Норштейна, на мой взгляд, является самодостаточным произведением искусства - искусства детской книги.
«Ежик в тумане» - загадочный, добрый, немного бестолковый и философский ежик, придуманный когда-то Сергеем Козловым - частичка детства любого из тех, кто родился еще в Советском Союзе. Я помню свое первое знакомство с этим мультиком - и помню, что мне было страшно, что ежик заблудится окончательно, упадет в Колодец, его схватит Филин, и он никогда не попадет к Медвежонку. Потом, спустя несколько лет я поняла, что путешествие ежика – это лишь картинка с удивительным подтекстом. Путешествие крошечного существа - в огромном непонятном взрослом мире, не эта ли история детства - самой его хрупкой, ранней части…. Можно еще много говорить об удивительных смыслах этого мультика стоит лишь отметить, что очевидно неспроста он является призером нескольких фестивалей, посвященных детскому кино и мультипликации.
А теперь о книге.
Уникальность ее для меня, прежде всего в том, что зрительный ряд, иллюстрации – это практически стопроцентное воссоздание мультфильма. Туман, в который попадает ежик, царит на страницах книги абсолютно органично, я даже не представляла, что можно так нарисовать туман, ну посудите сами. Книга большого формата (одинакового с «Путаницей») с таким же замечательным тканевым корешком. Вот только бумага у нее мелованная, и, к сожалению, немного бликует. Но, так как общая гамма картинок очень нежная, пастельная эти блики не раздражают. Очень удобное расположение текста – он не напечатан прям сверху на картинке, как это любят делать некоторые издатели; шрифты достаточно жирные, но не грубые, хорошо читаются. Мой ребенок вообще достаточно равнодушен к прозе, пока что у нас из прозы идут только коротенькие сказки Сутеева, но эту книгу он слушает от корки до корки, и обожает сам листать и рассматривать иллюстрации.
И помимо всех уже вышеописанных достоинств этих книг, конкретно мои экземпляры тешат мое книголюбское эго тем, что подписаны самим Мастером – Юрием Борисовичем Норштейном. Оказывается, каждую субботу, в его студии, в Москве, можно не только купить книги, но и подписать их и даже поболтать и выпить чая с Мастером! Я, увы, там не была, но ездил за книгами мой друг и получил колоссальное удовольствие от студии и общения с его творческим коллективом. А наша библиотека пополнилась этими чудными книжками, чему я очень рада!