Случилось это в январе 1987 года. Было часов семь вечера, я шел по проспекту, усталый после своего рабочего дня. Это был длинный день напряженной писательской работы и других обязанностей, которых у меня в ту пору было достаточно много. Шел я из дома, направляясь к жене, которая лежала в больнице. Задумался о чем-то. Мимо проходило свободное такси, я очнулся, рванул, подняв руку, чтобы его остановить, за что-то зацепился ногой и полетел наземь. Со всего размаха ударился лицом об угол поребрика. Ощутил страшную боль в плече, еле поднялся, из носа хлестала кровь, нос был разбит, челюсть тоже, рука повисла. Я не мог ею пошевелить, понял, что у меня вывихнуто плечо. Левой рукой старался унять кровь, подошел к стене дома, прислонился, чтобы как-то прийти в себя. Мысли от боли путались, носовой платок был весь в крови, я пытался ее унять и не мог. Зажимая нос, повернул назад, решил добраться до дому.Вид у меня, наверно, был ужасный, навстречу мне двигался вечерний поток людей, одни шли с работы, другие прогуливались. При виде меня усмехались, пожимали плечами. На лицах встречных появлялось любопытство или отвращение. Наверняка думали, что я пьяный или с кем-то подрался. Шла женщина с девочкой. Девочка что-то сказала матери, но мать ей что-то объяснила, заслонила. Шла парочка, они весело удивились, заговорили, обсуждая мой вид. Лица всех встречных, как оказалось, надолго запечатлелись в памяти, я их всех могу воспроизвести даже сейчас. Обыкновенные прохожие, наверняка симпатичные, милые в обыденной жизни, я запомнил их потому, что в эту страшную для меня минуту на каждом из них было выражение полного отчуждения, нежелания подойти, брезгливость, холодность, в лучшем случае — любопытство, но не более того. Ни у кого не появилось сочувствия. Ни у кого — беспокойства, никто не сделал шага навстречу, никто не спросил...
Я понимал, что, если упаду, никто не подымет, не поможет. Я был в пустыне, в центре города, переполненном людьми, среди своих питерцев, земляков, с которыми прожил всю жизнь. Город, где меня хорошо знали.
И так, шатаясь, держась за стены домов, иногда останавливаясь, чтобы перевести дух, потому как чувствовал, что сознание мутится, я прошел до своего дома, с трудом поднялся, открыл дверь, но дома никого не было. Я позвонил к соседям и лег на пол, уже плохо понимая, что творится... Приехала «скорая помощь», соседи помогли вынести меня, положили в машину «скорой помощи»... Обыкновенная городская больница, бедная, в запущенном состоянии, переполненная. Обычно в таких больницах работают милые, хорошие врачи. Они мне вправили вывих, наложили гипсовую повязку, сделали уколы, перевязали, поправили нос и положили в палату. На следующий день я немного пришел в себя и стал думать: что же произошло?..В конце концов, ничего особенного, обыкновенный бытовой случай: человек упал, разбился, добрался до дома, вызвали медицинскую помощь, отправили его в больницу. Но я никак не мог прийти в себя. Психологическая травма была сильнее травмы физической. Я не мог осмыслить, почему так болит душа. Если бы хотя бы один из тех, что шли мне навстречу — а их было несколько десятков прохожих, — остановился, помог — все стало бы нормальным, но ни один... Если бы я подошел к любому из них и сказал, что я писатель Гранин, помогите мне, они, несомненно, взяли бы меня под руку, отвели до дома, оказали бы помощь.Но я был обыкновенным прохожим, с которым что-то случилось, пусть он идет весь в крови, шатаясь, еле держась на ногах, он для всех безразличен. А если это пьяный? Зачем вмешиваться. Я раздумывал: что же произошло с нашими людьми? Я же знаю их, раньше в этом городе они не были такими. Я помню войну, время, когда взаимопомощь между людьми была почти нерушимым законом, как мы помогали на фронте, когда другому было плохо, тащили раненых; то время, когда нужно было делиться хлебом и патронами, заменять друг друга в окопах. Я вспомнил блокаду Ленинграда, о которой я собирал материалы для «Блокадной книги», как блокадники рассказывали удивительные случаи взаимопомощи.В 1942 году зимой шла по улице женщина, упала, а это значит, что она уже не сможет подняться, замерзнет. Прохожий, такой же доходяга, такой же дистрофик, как и она, подымает ее и, подставив плечо, ведет ее к ее дому, поднимается с ней по лестнице, растапливает печурку, поит кипятком, спасает ей жизнь. Я записал много таких рассказов спасенных людей. Обессиленный от голода человек где-нибудь садится, и неизвестный делится с ним куском хлеба. Рассказы о соседях, которые помогали друг другу, притаскивали дрова, приносили воду. Большинство ленинградцев в тех неслыханных условиях, умирая от голода, не позволяло себе расчеловечиться.Этих рассказов великое множество, они составили большую книгу. Таков был закон блокадной жизни: ты должен помочь другому человеку, потому что завтра это может случиться и с тобой. Это не было результатом пропаганды или агитации, об этом никто не говорил, это было естественное чувство людей, терпящих бедствия. Я с моим соавтором Алесем Адамовичем задавали блокадникам один и тот же вопрос: почему вы выжили? Как вы могли на том смертельном пайке 125–150 грамм хлеба, сделанного наполовину из эрзацев, наполнителей, вроде целлюлозы, когда ничего больше не давали, и были морозы, непрерывные воздушные тревоги, обстрелы, бомбежка, как вы могли в этих убийственных условиях уцелеть?Если уж совсем грубо — почему вы не умерли? У каждого был свой ответ, свой рассказ, их набралось свыше двух сотен, самых разных, всегда удивительных, несхожих ответов. Некоторые впервые как бы задумывались — действительно, почему? Эти уже пожилые мужчины и женщины пытливо, с недоумением вглядывались в свое прошлое, в ту лютую зиму 1941–1942 года, в те два с лишним года ленинградской блокады, в течение которых погиб миллион ленинградцев. Разные истории имели нечто общее, оно вырисовывалось все яснее и вдруг появилось перед нами важным открытием: чаще всего спасались те, кто спасал других.То есть те, кто часами стоял в очередях за кусочком хлеба для своих близких, для детей. Те, кто шел разбирать деревянные постройки на дрова. Те, кто ходил, вернее полз, за водой на реку, к проруби, а то за снегом, который растапливал на плите. Казалось бы, они должны были беречь силы, не расходовать калории, лежать, экономить каждый шаг. Между тем, нарушая все законы физиологии и энергетики, выигрывали те, кто не щадил себя. Жена, которая отдавала часть своего пайка мужу, мать, которая, не имея чем кормить младенца, надрезала себе вену и давала ребенку пососать свою кровь.Конечно, умирали и спасатели. Но, во всяком случае, они оставались людьми, а чувство любви, сострадания продлевало им жизнь. Медики, к которым мы обращались, не могли нам разъяснить этого феномена. Выживали те, кто спасал других, — удивительное это нравственное правило подтверждалось все новыми свидетельствами. Люди не знали об этом, они действовали, подчиняясь призывам любви и сострадания. Экстремальные условия блокады, когда ослаб, отдалился тоталитарный гнет, помогли освободить естественное чувство милосердия.
Что же случилось с нами за эти годы мирной сытой жизни? Почему теперь, когда тепло, когда мы живем несравненно лучше, думал я, когда мы одеты и нет войны, нет блокады, почему мы проходим мимо?
И спрашивал себя: а подошел бы я? Или я думаю об этом сейчас только потому, что я наткнулся на это холодное безразличие людей к своей беде?Однажды ночью, когда мне не спалось в этой больнице, плечо еще очень болело, я пошел гулять по коридору. Больница была переполнена, особенно женское отделение, не хватало мест, в коридоре стояли кровати. Больные спали, но с одной из кроватей раздавался тихий стон. Я подошел поближе, увидел старую седую женщину с распущенными волосами. Я спросил, не позвать ли сестру. Она ответила: «Не надо. Лучше посидите рядом со мной». Я сел. Она медленно, с трудом стала рассказывать о себе. Ей было 75 лет, дочь ее жила на Дальнем Востоке, муж погиб в войну, сама она работала на швейной фабрике и пела в хоре. И однажды сидела в тюрьме за то, что избила директора фабрики... Вдруг она мне сказала: «Вы знаете, я, наверно, не доживу до утра. Я скоро умру. Не отходите от меня».Я говорю, что сейчас позову врача, она отвечает: «Нет-нет, это не нужно, это не поможет, они ничего не могут сделать. Только не уходите». Она взяла меня за руку, закрыла глаза, как будто успокоившись, потом раздался прерывистый вздох, она открыла глаза, почти улыбнулась мне, глаза остановились, и я почувствовал — я даже не могу объяснить почему, этот момент я всегда чувствовал и на войне, и в госпитале — душа отлетает. Я держал ее руку, которая постепенно твердела, остывала. Я позвал дежурного врача. Да, она действительно умерла.Я подумал тогда, как страшно и тяжело человеку, этой женщине, было умирать в одиночестве, в больничной постели, ночью, когда некому сказать последнего слова и некому выслушать. Нужно ведь так немного, всего-то — чтобы кто-то держал тебя за руку, чтобы кто-то был рядом. Она ничего не завещала, не просила, не было прощальных слов, это был обыкновенный разговор, но все же ее как бы провожали. Люди часто чувствуют близость смерти. Я помню это по войне, по блокаде. Да и в мирной жизни.У нас совершенно ликвидирован институт причастия, когда приходит священник, когда человека готовят к смерти, когда он прощается с ближними.
Люди умирают в полной заброшенности, некому сказать последнее слово, попрощаться с тем миром, в котором ты жил. Это жестоко.
И тут ко мне вернулось, пришло начисто забытое слово «милосердие». Старинное русское понятие, значение которого трудно даже выразить, столько в него входит. Это мило-сердце, то есть то сочувствие, сердечность, сокровенная расположенность одного человека к другому в минуты несчастья, бедствия, горя, одиночества, болезни, когда человеку более всего нужно соучастие, сочувствие, когда для человека невыносимо ощущение одиночества, своей ненужности.Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как же мы живем без понятия милосердия?..Мысли эти не давали мне покоя. И однажды, отбросив свою работу над романом, я сел писать статью о Милосердии. Просто так, для себя, чтобы разобраться в этой проблеме. Я писал о том, что слово это, так же как и понятие, входящее в него, было не просто забыто, а насильственно изъято из обращения. Его искореняли.
Продолжение статьи по ссылке
http://izbrannoe.com/news/mysli/daniil-granin-poteryannoe-miloserdie/
amantis 21 лютого 2019, 14:59 4
.. хочу, но не могу поставить :thumbsup:.
объясню, почему, начиная с понятия самого этого слова
«Милосердие - Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:сострадание; сочувствие;доброжелательность;забота;бескорыстность;понимание;снисхождение;гуманность. Что такое милосердие - нравственное состояние души, в котором человек проявляет безвозмездную опеку к ближнему, потратив собственный ресурс – время, деньги, здоровье. Проявляя милосердие человек, может получить незаслуженный упрек (моральное оскорбление) в глазах окружающих, которые принимают милосердие за проявление незаслуженного уважения или элементарной глупостью.»
Лет 10 тому назад восторженно отзываясь на все трудности других, помогала и морально и отдавала материально, учавствовала в решении проблем своими знаниями, умениями, временем.. Я уже привыкла к тому, что никто из этих людей (в том числе и так называемые кумовья) за все время общения не спросили - а как собственно мне живётся и сколько у меня проблем.. а слова «как тебе помочь» я не слышала никогда, это правда, даже от своих родственников. буквально всех, кроме мужа и детей.
и вот наступил период, когда я «выросла», оглянулась назад и посмотрев на себя ту, улыбнувшись сказала «да ты, девочка, дура)) та дура, которая могла вложить в себя и семью эти силы, сохранить здоровье и деньги, или их заработать, позволить себе и семье путешествие..» Я больше не хочу принимать на себя чужие страдания, я и свои страдания не отдаю, не вешаю никому из людей свои проблемы и своей семьи, такое мое решение.
и вообще о каком милосердии идёт речь, когда практически все человеческие добродетели этим обществом нивелированы?
сохраняю остатки себя и своего здоровья уже не задумываюсь об этом как раньше и не беспокоюсь.
если я могу и у меня есть желание, обязательно помогаю, если мне удаётся радовать, тоже это делаю. и все.
А эти высокопарные слова автора, на мой взгляд, ничего не значат, он привёл пример войны, это была другая страна и народ в экстремальных условиях.
Наш жестокий мир говорит о том, что каждый сам за себя, рассчитывает на себя, учит детей этому же, им в этом обществе жить.
и ещё- по смыслу статьи мне понятно, что к автору проявили просто равнодушие. Думаю, многие, очень многие люди с этим столкнулись.
MaRusya1 21 лютого 2019, 19:01 1
Вот мне тоже почувствовалась его неискренность, особенно когда он писал про блокадников, которые оторвали бы от себя кусок, но накормили бы соседа. Такая идеальная картинка была красивой при СССР, а в реальности там были страшные вещи: каннибализм, убийства за тот же кусок. Это хорошо в мирное время рассуждать про благородство, а ни дай Бог оказаться в то военное время, ещё и зимой, никто не знает, как бы он себя повёл тогда
amantis 21 лютого 2019, 19:06 1
да, я тоже об этом подумала.
как то все лилейно, как то неискренне.. монолог человека, которого захлестнула обида, что к нему не подбежали, не больше этого.
и пример как он несколько минут просидел рядом с умирающий женщиной, на мой взгляд, вообще выдумка, он был партийным деятелем, известным, очень зажиточным и как они лечились могу догадываться, а так что бы он гулял и его занесло в женское отделение.. вот не нравится мне такое, писака((
MaRusya1 21 лютого 2019, 19:08
++
para_solka 21 лютого 2019, 17:15 1
Взгляд с другой стороны: почему нельзя обратиться за помощью к этим самым встречным людям? Гордость, состояние шока, самопожертвование или самоистязание творческой натуры...? Действительно, немного высокопарно, а для нашего времени - тем более.
amantis 21 лютого 2019, 23:24
автор, я говорю так как говорю, нравственное состояние души у всех разное.
и никто не вправе судить.
возможно кому то и нужно казаться хорошим чувственно проникновенно так как особый знаток жизни рассказывать что милосердие исчезло.
по мне это - наигранность и лицемерие.
и не надо никакого куска от сердца рвать, у меня такое ощущение автор, что вам или так сильно надо писать такие надрывные слова или вы чего то не понимаете..
в любом случае, для меня тема закрыта, ну а то что у вас что то получилось донести и вы и ваши единомышленники тоже расскажут и покажут как это «отрывать кусок сердца», проникаться.. (вы же не о семье и детях), вы о ком то ещё.
oliviya 21 лютого 2019, 23:34
Вы, возможно, неправильно меня поняли,я говорю не в ваш адрес,а об обществе и о себе в том числе..и если я создаю тему о милосердии-это не значит,что я милосердная дальше некуда и согласна с каждым словом этого текста..и остальных тем это касается,мне кажется,что текст полезен ,интересен,актуален,и я делаю пост,и все..если что-то написала не так, прошу прощения
amantis 22 лютого 2019, 06:24
автор, каждый высказал мнение, все нормально, зачем просить прощение))
irina_julia 21 лютого 2019, 19:02
Просто мы живём в такое время,что полно алкашей повсюду и люди не подходят так как боятся за себя,ведь не знаешь что он может учудить.А в войну совсем другое,думаю что нельзя сравнивать